Тыныкулова Ш.Х,
учитель начальных классов Северо- Казахстанской области, Айыртауского района, КММ «Златогорской СШ»
Литературное чтение 3 класс
Тема: Г. Скребицкий «Дружба»
Цель урока: формирование навыка беглого чтения [2,c.83-84].
Задачи: познакомить с рассказом Г. Скребицкого «Дружба» провести работу над содержанием рассказа; развивать устную речь учащихся; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Тип урока: урок развития учебных умений.
Методы: словесный, частично-поисковый
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в группах
Межпредметные связи: познание мира,самопознание, физическая культура.
Оборудование: слайд, кластер,ТСО, оценочные листы, карточки.
Ход урока
Играет музыка для релаксации. Учащиеся вместе с учителем стоят в кругу.
-Дорогие ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся, возьмемся за руки. Почувствуем дружеское тепло наших рук. Передадим частичку своего хорошего настроения друг другу. От наших улыбок станет уютнее и светлее в классе.
-Молодцы! Как приятно чувствовать руку друга. А теперь вот так, держась за руки, сядем на свои места.
Проверка домашнего задания.
-А сейчас по «Мгновенному обзору» пересказываете домашнее задание друг другу в парах.Ф-№4.
-Оцените работу каждого в оценочный лист.Ф-№5.
-Проверим, у кого оценка «5»? Кратко изложите текст.
-Оцените поступок Васи.
-В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем,а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
(Вася герой,Димка Ковалев антигерой)
-Составим синквейн Вася и Димка
III. Сообщение темы и цели урока.
«Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее
И любая беда — не беда,
Если рядом — друзья настоящие!»
-Догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
О дружбе.
Давайте, все вместе произнесем слово Дружба на казахском, русском, английском языках.
Достық Дружба Friendship
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
1. Составление кластера в тетрадях. Ф-№6,7,8,9,10.
-Какой должна быть дружба? (Высказывания детей.)
Настоящая крепкая верная честная
Прочитайте значение слова ДРУЖБА в словаре.
А кто такой друг?
Продолжите фразу «Друг — это…»
друг — это человек, с которым интересно играть,
друг — это, с кем можно посекретничать
друг — это любимая книга
друг — это мама, которая всегда мне помогает
друг — это наш учитель
друг — это мой непослушный щенок,
друг — это тот, кто никогда не подведет
-Что же у нас получилось?
-А у нас получилось коллективный портрет друга?
Как вы думаете, у человека может быть много друзей? (Размышления ребят)
-Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг — это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддерживать в трудную минуту, умеет прощать.
-Назовите имя своего друга и объясните, почему вы считаете его лучшим другом.
3. Работа в группах «Собери пословицы и объясни их смысл»
Ф-11,12,13.[4, c.301-305].
-Давайте вспомним правила работы в группе:
*уважать мнение товарищей;
*слушать и слышать друг друга;
*не обижать и не обижаться;
*быть внимательным.
Нет друга — ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Старый друг лучше …/новых двух/.
Друг познается …/в беде/.
- Бывает ли дружба между животными, птицами?Приведите примеры.
IV. Усвоение новых знаний.
-Сегодня мы будем читать произведение Георгия Скребицкого.
1. Выступление ученицыФ-№14.
Георгий Алексеевич Скребицкий — писатель — натуралист. Он писал рассказы и сказки о природе. Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать ее красоту.
2.Чтение и анализ рассказа Г.Скребицкого «Дружба».[1,c.110-112].
-Чтение рассказа по цепочке.
-Работа с заданиями учебника.
-Какими вы представляете грача и сороку?
*словесное описание;
*сравнение описания с картинками.
-Чему учит нас рассказ?
V.Физминутка. Ф-№15.
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так, смотри скорей, который час. (наклоны головы к плечам).
Тик-так, тик-так, налево- раз, направо – два.
Тик-так, тик-так, мы тоже можем так. (наклоны туловища).
-Понравилось вам произведение?
- Что особенно запомнилось?
- Почему грач не смог улететь в тёплые края? (зачитать)
- Кто и как спас грача от гибели?
- Можно назвать дружбу грача и сороки необычной?
-Найдите в тексте и зачитайте, как грач подружился с Сироткой.
-Какими вы представляете себе грача и сороку?
–Как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края? (перелётные птицы)
- Каких перелетных птиц вы знаете? [3.c.126,249-250].
- Что можете сказать о сороке? (зимующие птицы) Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зиму. В родных местах остаются те, которые могут зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.
Делимся на группы по снежинкам.
-Напишите письмо-обращение зимующим птицам.
VI.Итог урока:Учитель называет оценки по путевым листам.
Рефлексия: Ф-№16.
-Я так много узнал…
-Я испытывал много чувств….
Д/З: стр. 110-111 подготовить план пересказ текста.
Давайте мы закончим наш урок приветствием. Подходит к концу наш путь длиною всего 40 минут. Впереди у нас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки-это руки друга. Пусть у вас будут самые верные друзья, самая крепкая и самый замечательный класс.
-Спасибо, ребята! До новых встреч! Добрых и преданных вам друзей!
Список литературы: